Сервис доставки еды в России начал свое активное формирование как сегмент рынка с 1990 года и продолжал развиваться целое десятилетие. Получили распространение сети пиццерий и ресторанов японской кухни. Заказы делали по телефонной связи. В США и Западной Европе доставка еды активно работала уже, начиная с 60-х годов прошлого столетия. На сегодняшний день есть возможность заказать буквально любую доставку. Такого уровня сервис доставки еды на отечественном рынке достиг почти за два десятка лет.
Доставка
Достаточно долгий период времени доставка пиццы и суши было единственным, чем приходилось довольствоваться россиянам. Но как только появились онлайн–агрегаторы доставка продуктов, ассортимент блюд доставки резко расширился. Изменилась и схема оформления заказов. Начиная с 2015 года число интернет-заказов резко возрастает.
По словам Родиона Ерошека, соучредителя компании, создавшей облачную систему автоматизации для производителей еды, активно начали появляться компании-агрегаторы с 2009 года. Это компании, собирающие меню для доставки с ресторанов через Сеть, но сами не осуществляющие этот сервис. В этом году на рынке основался агрегатор «Диливири Клаб», а в 2015 году он стал осуществлять и доставку. В 2014 году – ЗакаЗака. Но самым первым стал агрегатор Обед.Ру (был организован в 2004 году). Но у него была узкая специализация: завтраки и обеды в офис для корпоративных клиентов.
В двухтысячных годах начинает развиваться сервис доставки еды по подписке. Это готовые продукты питания, распределенные в виде порций, или продуктовые корзины для с подробным рецептом для самостоятельной готовки.
Родион Ерошек рассказывает, что впоследствии на рынке стали образовываться такие компании, как «Партия еды», «Джаст фо ю», «Гриндин», «Изи миэл», «Дома вкуснее», «Шефмаркет», «Джаст фуд», «Гроу Фуд». Эти компании стараются занять свою нишу данного сегмента рынка, чтобы обособиться от конкурентов, и выбирают для себя целевую аудиторию: еда для больших семей, белковые продукты для бодибилдеров, сбалансированное меню для приверженцев правильного питания, вегетарианские блюда и прочие. Не сразу такие сервисы били восприняты всерьез. Скорее, они вызывали непонимание и легкий интерес. Но постепенно спрос стал постоянным и устойчивым. Настоящий бум заказов на доставку продуктов по подписке был в 2017 году. В начале 2018 года Михаилом Перегудовым, основателем «Партии еды», была произведена примерная оценка объема рынка доставки продуктов по подписке в Москве и Санкт-Петербурге. Эта цифра за 2017 год составила порядка двух-трех миллиардов рублей. Причем с каждым годом эта цифра вырастала вдвое. А Кириллом Пастушиным, основателем компании «ВкусНаДом», был дан прогноз, что через пять лет объем таких услуг может достичь 13,5 миллиардов рублей в год.